РИСУНКАМ НАД УМБОЙ -ТЫСЯЧИ ЛЕТ

     Наскальные рисунки, пожалуй, самые выразительные свидетельства, которые мы можем получить о быте людей, живших многие тысячелетия назад. Рисунки, которые первобытный человек делал природными красками (как правило, охрой), до сегодняшних дней сохранились в пещерах. Наиболее распространенными являются изображения, вырезанные на камне, - петроглифы (от греческого "петро" -камень, "глиф" - вырезать).
     В Карелии на берегах Онежского озера и Белого моря количество найденных петроглифов исчисляется сотнями. Десятки крупных ученых изучали и изучают эти изображения. Можно говорить о целой российской школе археологов - специалистов по наскальным рисункам Карелии.
     Мурманской области тоже есть чем гордиться. В 70-х годах ленинградскими археологами были обнаружены первые петроглифы в местечке Чальмны-Варрэ на реке Поной, имеющие свои яркие характерные особенности. Новая находка на Кольском полуострове, пожалуй, претендует на то, чтобы занять одно из основных мест среди подобных.


Лодка с гребцами      В июле 1997 года при участии музея АО "Севредмет", что в поселке Ревда, группа наших земляков сплавлялась по реке Умбе. Во время стоянки на небольшом скалистом острове ею были найдены не известные ранее наскальные изображения.
     Скалу такого типа называют "бараний лоб". Она представляет собой сплошной массив горной породы, обращенный к воде пологим скатом под углом около 30 градусов. Венчает ее горизонтальная площадка (высота ее над уровнем воды около 5 м), на поверхности которой и были найдены рисунки.
     Вот как описывает момент находки сотрудник нашего музея, студент Мурманского пединститута Юрий Иванов. - Я решил сфотографировать скалу. Солнце уже садилось, и на камни падали отчетливые, жирные тени. Вдруг мне привиделось на плоскости камня что-то темное. В голове сразу мелькнула мысль: а если это какие-нибудь древние наскальные изображения? Они были засыпаны иголками, каким-то мусором, веточками. Подошел и начал расчищать их руками. Увидел лодку. Поначалу не сообразил, что лодка, но понял, что это сделано человеком. Подозвал ребят. Стали искать, и еще нашли рисунки.
     Всего в этой поездке было обнаружено четыре наскальных изображения: лодки с гребцами, фигура человека, шамана с поднятыми руками и согнутыми в коленях ногами и фигура оленя или лося.
     Находка произошла при счастливом стечении обстоятельств. Рисунки настолько скрыты от глаз слоем мхов и лишайников, что при рассеянном или прямом освещении контуры изображений практически сливаются с поверхностью скалы. Но случилось так, что лучи заходящего солнца отбросили тени на углублениях в камне. Петроглифы были сфотографированы и сняты на видеокамеру.
     Это побудило сотрудников нашего музея осенью вновь отправиться к месту находки. На этот раз нам не понадобилось сплавляться по реке. На острове почти сразу обнаружили еще два изображения - фигуру человека в головном уборе и рядом с ней непонятный знак. При обследовании скалы, где были обнаружены первые петроглифы, из-за рассеянного света мы не сразу отыскали даже знакомые рисунки. Приходилось буквально прощупывать поверхность скалы руками. Но наше старание вознаградилось новыми находками. Ими оказались изображения фигур морских животных (вероятно, белух), лодки без гребцов, частично поврежденное современной надписью (даже при выбивании надписи, увековечившей посещение ими этих мест, туристы не обнаружили петроглифы), фигура олененка или лосенка, а также относительно небольшое изображение человеческой фигуры рядом с ранее обнаруженным изображением шамана. Изображение белухи
     Мы не стали расчищать слой дерна, закрывающего верхнюю площадку скалы, как раз возле петроглифов, опасаясь, что потом будет сложно выполнить ряд анализов, необходимых для датировки рисунков, которые, возможно, находятся под слоем почвы. Во время этой поездки мы оказались стеснены во времени, так как неожиданно пошел снег, и не удалось осмотреть другие места, где также не исключено существование петроглифов. Найденные рисунки были детально сфотографированы, и некоторые из них переведены на бумагу.
     После обработки результатов поездки нам кажется возможным поставить точку в вопросе о подлинности новых наскальных рисунков. Основным аргументом является анализ лишайников, покрывающих петроглифы, сделанный на основании фотографий рисунков сотрудниками Полярно-альпийского ботанического сада-института КНЦ РАН. Возраст этих лишайников не менее 70 лет. Так что заключить, что если и имела место фальсификация, то должна была происходить не позднее 1927 года. А если это так, тo можно гораздо спокойнее относиться к неприятному соседству современных надписей (самая старая из них, обнаруженная нами, датирована 1964 годом).
     Рассуждая о возможности более поздней подделки, необходимо вспомнить, что только в 1926 году А. Линевский открыл первую группу наскальных рисунков реки Выг (знаменитые "Бесовы следки") в Карелии, где впервые были обнаружены изображения морских животных и лодок с гребцами и без гребцов, сходные с изображениями новых рисунков. Еще большее сходство в изображениях мы видим на петроглифах Залавруги, там же, на реке Выг, которые изучали в разное время В. Равдоникас, А. Брюсов, ряд других исследователей в 30-40-х годах, и Ю. Сааватеев в 60-х и 70-х годах. Столь позднее обнаружение аналогов новым рисункам говорит в пользу подлинности последних, а сходство связано, скорее, с исторической преемственностью, нежели с использованием изображений уже известных петроглифов для подделки новых. На этом же основании можно предположительно датировать время исполнения рисунков по аналогии с петроглифами Белого моря - приблизительно в I -III тысячелетиях до н.э.
     Интересны рисунки человека. Все три обнаруженных нами изображения представляют собой фигуры анфас. Наиболее показательна в этом отношении самая крупная -"шаман". "Ноги сильно согнуты в коленях, ступни вывернуты наружу, руки также сильно согнуты в локтях и подняты вверх... голова лишена убора, внизу виден привязанный хвост". Я воспользовался цитатами из книги известного ленинградского археолога Н. Гуриной "Время, врезанное в камень", где подобным образом описываются изображения человеческих фигур на наскальных рисунках в Чальмны-Варрэ. Эти фразы вполне можно отнести и к фигуре "шамана" из группы новых рисунков.
     Подробнее хотелось бы описать вторую группу рисунков, которая расположена на крупном валуне на берегу прямо у воды с западной стороны острова. Здесь было обнаружено два изображения: фигура человека с расставленными ногами и опущенными руками, голову которого украшает четырехрогий головной убор, и справа от нее непонятный знак, возможно, какой-то магический символ, похожий на схематичную фигурку человечка, ноги которого сведены вместе и образуют окружность. Общая композиция напоминает единственную мистическую группу рисунков центральной скалы Залав-руги, где рядом с аналогичной фигурой человека (самой крупной фигурой анфас на рисунках Белого моря) находится сходный непонятный знак и под ним изображение змеи.
     При изучении беломорских рисунков у нас возникло предположение: а вдруг изображение змеи присутствует и на нашей композиции? Детальное изучение фотографии подтвердило присутствие под "магическим знаком" волнистой линии, которая, возможно, и является фигурой змеи. Если это подтвердится при дальнейшем изучении, то можно смело проводить прямую параллель между подобной группой рисунков Беломорья и новыми рисунками и ставить вопрос о довольно близком временном интервале возникновения рисунков Залавруги и новых рисунков Кольского полуострова, а сомнения по поводу определенного культового значения подобной композиции просто отпадут.
     Новые наскальные рисунки на реке Умбе имеют крупное научное значение. Петроглифы убедительно рассказывают о племенах, заселявших в далекие времена Кольский полуостров и недвусмысленно демонстрируют их исторические корни. Они являются реальным документом, свидетельствующим о когда-то существовавшей культуре морских охотников, которые осваивали не только побережье, но также заходили в глубь полуострова и имели здесь свои культовые места. Остается открытым вопрос, куда и почему исчезли люди, владевшие столь развитой культурой мореходства и морского промысла? Очевидно, что дальнейшее изучение петроглифов реки Умбы с обследованием близлежащих мест, проведением археологических раскопок и с привлечением других специалистов, выявит еще немало интересного (дальнейшие находки петроглифов несомненны). Это позволит нам полнее и нагляднее представлять древнюю историю нашего края. Несомненно и то, что высокое мастерство исполнения рисунков будет по достоинству оценено и займет подобающее место в сокровищнице мирового искусства.
     Уже сейчас необходимо задуматься об охране этого значимого исторического памятника и в ближайшее время разрешить к нему доступ только специалистам.

Вадим ЛИХАЧЕВ, научный сотрудник музея АО "Севредмет".
п. Ревда.

* Хибины * Города ... * Это интересно! * Природа, Климат * Фотоальбом * Советы туристу * Путешествия * Форумы * Минералогия * Снаряга * ТУРы, заброски * Мультиспорт *



Пишите письма команде 51   *   Поставить закладку на TEAM51
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Projekt: www.TEAM51.ru
Рейтинг@Mail.ru на Портале Кольского Экстремальный портал VVV.RU
Rambler's Top100