108 км на снегоходе по Хибинским просторам.
22 марта.

Ущелье Гакмана. Южные Хибины.

    
     В этот день погода выдалась замечательная. Ветер на высоте 850 м – 3 м в секунду, облачность – 0, температура - -10 в тени.
     Давно задумал объединить в один снегоходный маршрут несколько разрозненных, пройденных раннее по отдельности. Но так как есть спорные места по прохождению перевалов и по местам выезда на вершинные плато – нужно контрастное освещение. С утра как раз такая погода и выдалась.
     Стартовал из Кировска через ущелье Гакмана, оно-же Ловчеритовое. Здесь в 30-х – 40-х годах добывался редкоземельный минерал Ловчерит. До сих пор остались кое-какие постройки и заброшенные штольни. В пегматитовых породах этого месторождения можно найти даже ювелирного качества кристаллы Апатита. В юности мы сюда часто ходили в поисках местных «кладов». Кроме Апатита находили отличные кристаллы Эвдиалита (Лопарской крови) и Эгирина.
     Что-то я отвлёкся, воспоминания нахлынули…
     Ещё это ущелье носит название Лавинного Заповедника. И сюда не стоит забираться во время или после метелей и снегопадов. Даже сейчас - когда видимость прекрасная, ехать приходится по самой середине, рассекая глубокий снег, смотришь по сторонам на заснеженные склоны, ожидая подвоха от стихии.
     К солнцу на снегоходе. Около штолен останавливаюсь сделать несколько фотографий. Из построек осталось только генераторная подстанция. Трансформаторную башню, наверное, снесло лавиной, хотя она была из камней и цемента. И вро-де бы немного видны входы в штольни. Возможно, сейчас в них даже забраться можно, заехав снегоходом по склону. Но с низу не видно.
     Выезд на вершинное плато оказался завален глубоким пушистым снегом. Пришлось совершать многочисленные попытки с постепенным продвижением к вершине по нескольку метров. И наконец когда уже сбился со счёта – удалось подняться траверсом по склону.
     Вершинное плато. Южные Хибины. Плато оказалось покрыто равномерным слоем снега. Казалось не едешь, а летишь на самолёте. Вокруг небо, в низу проплывает снег, из далека медленно увеличиваясь в размерах приближается триангуляционный пункт. Больше глазу зацепиться нечему. Ущелья сверху похожи на трещины в леднике. Высота 1010 метров над уровнем моря, температура за бортом около -5 градусов, полёт нормальный.
     От тригонометрической вышки моему взору открылся вид почти на всю восточную часть Хибин, видно было даже Умбозеро, Ловозёры и Ревду.
     Насладившись картиной спускаюсь в долину. Скорость на спуске около 70 км в час, сильнее не затормозить. Периодически уворачиваюсь от торчащих камней. У реки достаточно плотный лес который не удаётся объехать из-за большого количества снега на подъёмах. Приходится пробиваться через лес. Но, используя известные мне места удаётся довольно быстро выскочить на противоположный склон долины. Здесь снег оказался достаточно плотным и въехать на гору проблем не составило.
     Верховье реки Тульёк. Надо заметить что по снеговой обстановке горы Хибины довольно сложный обект и в один день можно попасть и в глубоченный «целик» и на снежное покрытие больше похожее на асфальт. Иногда попадаются целые поля почти без снега – ветром сдуло в другое место. Поэтому очень сложно предугадать в каком месте какой снег будет.
     На некоторые перевалы удалось заехать легко и непринуждённо, а на некоторые пришлось сначала накатывать путик, а потом по нему взбираться.
     Снег от солнца искрился. Небо синее. Иногда попадались слегка заметённые лыжни оставленные туристами, да встретил две группы лыжников.
     Перевал Южный Рисчорр. Центральные Хибины. Одна группа расположилась на старом снегоходном следе и попивала чаёк. Но, увидев приближающийся снегоход вдруг вскочили и начали срочно освобождать дорогу. Я демонстративно съехал со следа и поехал рядом – чтобы люди сильно не суетились. Они потом сказали что напугались от неожиданности. Уже второй день в горах и отвыкли от техники. Я им конечно посочувствовал, особенно учитывая их огромные рюкзаки. Всё-же лучше верхом на снегоходе, чем меня оседлает тяжеленная ноша. Наверное, за день я больше увидел интересных мест, чем они за два. Туристы сказали, что в следующий раз сами груз не понесут, раз есть такая чудо-техника.
     Снегоходная дорога на перевал. После непродолжительного общения заехал в одно интересное ущелье. Летом оно неоднократно манило своими формами, но рюкзак, намеченный маршрут, нехватка времени не давали возможности сюда заглянуть. Теперь на это ушло меньше пяти минут. Зато сколько драйва! Снег оказался плотным. С разгону, перепрыгнув вверх через трамплин водопада, пронёсся по извилистому ущелью, местами используя стены для разворота. В конце развернулся, остановился и осмотрел долину из точки с которой наверно никто ещё ни разу не смотрел. Затем не торопясь, осматривая склоны, съехал вниз.
     Солнце начинало садиться и скалы стали отбрасывать длинные тени. Пора и домой собираться. Немного подумав о состоянии снега выбираю наиболее интересный вариант – через Северный Рисчорр. Подъём на перевал достаточно крут. За какие-то доли минуты взлетаешь на высоту Эйфелевой башни. Да и виды не плохие открываются. А там и прямая дорога к дому.
     Очень интересный, насыщенный маршрут получился. Длинна 108 км. Но всё-же только для опытных снегоходчиков. Крутые подъёмы, скоростные спуски, езда по лесу, преодоление ручьёв и рек. Впечатления врезались в память надолго, хочется всем рассказать, показать...



Тоже хотите на снегоходе? Без проблем, пишите! . . . (Жми здесь!)
А так-же снегоходные заброски по Хибинам, на КСС
, или звоните: +7 921 289-08-14

* Хибины * Города ... * Это интересно! * Природа, Климат * Фотоальбом * Советы туристу * Путешествия * Форумы * Минералогия * Снаряга * ТУРы, заброски * Мультиспорт *



Пишите письма команде 51   *   Поставить закладку на TEAM51
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Projekt: www.TEAM51.ru
Рейтинг@Mail.ru на Портале Кольского Экстремальный портал VVV.RU
Rambler's Top100