Полёты над белым безмолвием
или
первокласное средство от зимней спячки
А вы так хотите? На снегоходе! В горах!

     Вы предпочитаете разогнать "зимнюю спячку" хорошей порцией адреналина в крови!? Вы получаете удовольствие от активного отдыха!? Чудесно! Есть классный способ встряхнуть себя, получить колоссальный заряд энергии, массу удовольствия, насладиться скоростью, уединением и красотой не тронутых цивилизацией зимних пейзажей - это снегоход! Действительно, ничто другое не позволит вам насладиться ускорением, достойным "Ferrari", забраться в глушь, недоступную самым лучшим внедорожникам мира и почувствовать себя один на один с природой. Хорошо, если у вас уже есть хоть какой-то опыт. А перед новичком сразу возникает множество вопросов: как научиться им грамотно управлять? во что одеться? какие принять меры безопасности?.. Надеемся, в этом материале вы найдете ответы на большинство из них.

Что такое снегоход?..

     Если вы более-менее разбираетесь в снегоходах, эту главу можете не читать. Она предназначена для тех, кто пока вообще не знаком со снежными машинами. И состоит из ответов на вопросы, которые такие люди обычно задают, впервые заглянув в салон снегоходов. Сколько цилиндров? А вы так хотите? На снегоходе! В горах! Либо два. либо три. Детские модели снабжаются одноцилиндровыми двигателями. Какой мотор? Снегоходы оснащаются только бензиновыми 2-тактными двигателями. Они мощнее и "злее" 4-тактных. которые используются на автомобилях и большинстве мотоциклов. Оборотная сторона медали: двухтактники быстрее изнашиваются. Куда заливать масло? В двухтактном моторе не надо менять масло. Оно просто подмешивается к бензину. На подавляющем большин- стве современных снегоходов система смазки раздельная: бензин заливается в основной бак, а масло - в отдельный бачок под капотом. Затем их смешивает автоматика. Для самых дешевых моделей нужно заранее готовить "коктейль" из масла и бензина, смешанных в определенной пропорции. Сколько расходует? Двухтактные моторы прожорливы. При ровном темпе вождения снегоход поглощает 20 л/100 км. Мощные спортивные модели запросто проглатывают до 30 л/100 км. Вдобавок снегоход требует масла порядка 0,5-1 л/ 100 км. Один литр хорошей "синтетики", которая необходима спортивной модели с форсированным двигателем, стоит порядка $10.

 ?  Со временем статью приходится корректировать ...
   Появляются новые модели снегоходов - с разным количеством цилиндров, в том числе много четырёхтактных. Четырёхтактные модели отличаются большей экономичностью и работают несравненно тише. Хотя самые резвые снегоходы пока остаются двухтактными. В некоторых снегоходах для тяжёлых условий имеется пониженная передача как в джипах. Соответственно отличаются снегоходы и шириной гусеницы, чем шире - тем проходимее.
   Ноги водителя на самом деле не бездельнячают, на косогорах приходится перебираться на ступеньку находящуюся выше по склону для компенсации опрокидывающего момента. Ведь снегоходы весят 250 - 350 кг.    Изменения коснулись и официальной стороны, теперь снегоходы полежат государственной регистрации, и как следствие - номера, ОСАГО, техосмотр, права ...
   Почему-то в этой главе нет ответа на вопрос "Что такое снегоход?..". Попробую ответить так: Это транспортное средство для передвижения по снежному покрову различной плотности и толщины. Управляется лыжами (одной или двумя), движетелем является резиновая гусеница с грунтозацепами от 2-х до 8-и см. Двигатель мощьностью 40 - 140 л.с. Седенье на 1 или двоих иногда на 3 человека. Некоторые снегоходы оборудуются прицепным устройством и могут буксировать сани-прицеп.
                    25.08.2008 А.Сибрин

Универсальные и внедорожные снегоходы довольствуются более дешевым маслом (примерно от шести "баксов" за литр). Какая коробка? Только "автомат". Если сохранять техническую точность - бесступенчатый вариатор. Вообще, любой снегоход предельно прост в управлении: руль, газ и тормоз. Все делается руками - ноги водителя "бездельничают". А номера нужны? Не нужны. Как и "права". Хотя в цивилизованных странах нужно и то и другое, и есть даже "снегоходная" полиция, которая следит за порядком на "снегоходных" трассах.

Как ездить?

Все снегоходы предельно просты в управлении - любой подросток справится (если говорят об "опытном водителе", значит, речь идет про опасно мощную машину). Однако вождение подразумевает ряд тонкостей, которые известны профессионалам.

    
  - Итак, трогаемся...
  - Стоп! - прерывает нашу беседу Александр Никитин, известный мотогонщик, один из четырех россиян, имеющих международную лицензию на организацию снегоходных соревнований.
  - Если вы ездили накануне и снегоход несколько часов простоял на морозе, то перед стартом полезно сделать "очистку" трансмиссии - снег в катках и гусенице смерзся, поэтому при трогании вариатор и его ремень испытывают повышенные нагрузки. Приподнимите снегоход двумя руками за задний "бампер", затем резко бросьте его на землю. Повторите пару раз...
  - Для женщины - тяжеловатое упражнение.
  - Есть более простой вариант очистки. Оседлайте снегоход, возьмитесь за руль и несколько раз подпрыгните, со всей силы ударяя ногами о подножки. С катков осыпется даже крепко заледеневший снег. В общем, вам есть чем заняться, пока прогревается двигатель.
  - Прогрев карбюраторного двухтактного мотора - дело деликатное.
  - Да.

 !  Избавьтесь от автомобильных стереотипов! Снегоход разгоняется, как "Ferrari", но порой тормозит, как "Газель". Многое зависит от температуры воздуха и типа снежного покрытия. Например, при крепком морозе, на выкатанной почти до льда трассе, тормозной путь снегохода стремится к горизонту, а рулю он повинуется, как китайский солдат - командам американского сержанта.

Большинство владельцев снегоходов в свое время поездили на отечественных "жигулях"-"москвичах", которые тоже прогреваются "на подсосе" (в снегоходе его ручка обозначена словом "choke" - прим. ред.). Однако алгоритм прогрева снегоходного мотора несколько иной. Когда двигатель заработал, "подсос" нужно убирать почти сразу, через 15-20 секунд. Иначе загубите свечи. На непрогретом двигателе нельзя резко прибавлять газ - тоже, возможно, придется сказать свечам "прощай!"
  - Перейдем к вождению?
  - Тут особо рассказывать нечего. Даже неопытный водитель, благодаря одним рефлексам, принимает за рулем оптимальную позу. На неровном рельефе он волей-неволей привстает, чтобы ноги амортизиро вали встряски. На подъемах наклоняется вперед, на спусках сдвигается назад... Некоторые принципы вождения снегоходов сходны с автомобильными. Например, чтобы не увязнуть в рыхлом снегу, обращаться с акселератором нужно крайне плавно, чтобы колеса... Тьфу! Чтобы гусеница не буксовала и не рыла сама себе яму.

 !  Что вы сделаете, если в автомобиле вдруг заклинит акселератор? Правильно - не только вдавите тормоз, но также выжмете сцепление или поставите КПП на "нейтраль". В снегоходе нет сцепления и рычага коробки. Поэтому психологически будьте готовы ударить по красной клавише "Stор Моtоr", если вдруг заклинило курок газа (такое случается). Новичкам полезно потренироваться на неподвижном снегоходе - выработается необходимый рефлекс.


  - А если все-таки увяз?
  - Встаньте на подножках как можно дальше назад. Пару раз слегка подпрыгните, чтобы снег под гусеницей утрамбовался, стал плотнее. И теперь потихоньку выезжаем на малом газу... Если не помогло, то выдерните из снега вверх лыжи - они снабжены петлями на концах, за которые удобно ухватиться руками. Разгребите снег перед увязшим аппаратом и под подножками - для таких случаев полезно возить с собой небольшую лопатку. И после снегоход наверняка выберется. Все снежные машины отличаются потрясающей проходимостью.
  - Что еще рекомендуете взять с собой, кроме лопатки?
  - Второй ремень вариатора и запасные свечи в обязательном порядке! Это рекомендую не я, а сами производители снегоходов - недаром под капотом предусмотрены крепления специально для того и другого.
  - Ну если оборванный ремень вариатора даже новичок, ничего не смыслящий в технике, заменит за пять минут, то определить хандрящую свечу...
  - Если мотор стал работать неровно, рывками, потерял в мощности - это первый признак от каза одной из свеч. Выявить сломанную легко. Выворачиваем свечи и надеваем на них элект роды. Потом последова тельно замыкаем каждую на "массу"... То есть прикладываем, скажем, свечу к металлическим частям мотора. Затем прокручиваем двигатель шнуром или электростартером. Если в свечепроскакивает искра - она в порядке. Если нет - ставим новую... Возвращаясь к теме "Что взять с собой?", рекомендую также прихватить "снегоступы", фонарь и маленький карманный навигатор GPS. Все это продается в любом приличном охотничьем магазине.
  - Совет хорош для владельца снегохода с багажником. Однако спортивные аппараты им не оснащаются.
  - В коллекциях аксессуаров снегоходопроизводителей предусмотрены разнообразные подсумки, которые можно переметнуть через седло.
  Удобно и вождению не мешает... Кстати! Чуть не забыл! Обязателен буксировочный фал - случись что, вы сможете с помощью друзей эвакуировать свой сломавшийся снегоход. Автомобильный трос подойдет? А вы так хотите? На снегоходе! В горах!
  - Не совсем. Буксировка снегохода снегоходом имеет свои особенности, которым надо обязательно следовать. Сначала цепляем фал за снегоход буксир. Привязываем его строго посередине заднего "бампера", причем таким образом, чтобы остались два конца одинаковой длины.
  - И цепляем за пластиковые петли на кончиках лыж?
  - Ни в коем случае! Это очень распространенная ошибка среди начинающих любителей снегоходного спорта, которая обычно приводит к необходимости покупки новых лыж. На самом деле тянуть за петли можно максимум руками. Ведь это - не проушина для буксировки, а силовой элемент, своего рода "рессора", которая демпфирует удары, когда лыжа натыкается на препятствие. Что труднее разломить - целое кольцо или его половинку?
  - Целое, разумеется...
  - Вот благодаря петлям кончики лыж становятся прочными "цельными кольцами", способными выдержать сильные удары. Поэтому буксируемый снегоход следует цеплять не за них, а за обе стойки передней подвески - недаром мы оставили пару равнодлинных концов троса... Напоследок еще одно предостережение: не катайте снегоходом людей в обычных санях или на тобогане! Вы даже не представляете, сколько народу покалечилось или просто повыбивало себе зубы, когда снегоход вдруг резко тормозил, а сани продолжали легко скользить по снегу. Буксировать сани можно - подчёркиваю! - только на жёсткой сцепке.

Как одеваться

   Небольшое дополнение. В журнале про одежду было написано много и интересно - суперботинки, суперперчатки, кожанные суперкуртки и всё самых известных фирм. Но если мы катаемся один раз в году, а то и реже то самое главное, ни какая фирма шила куртку, а как она защищает от ветра. Непременное условие к одежде - её непродуваемость (куртка с затягивающимся капюшоном), штаны с завышенной талией, ботинки надо конечно потеплее ведь на ровных участках ноги практически не работают и будут подмерзать, перчатки или скорее варежки тоже лучше непродуваемые и хорошо утеплённые. Да и ещё горнолыжные очки придутся очень даже кстати. В одежде не должно быть никаких развивающихся концов (типа пояс или шарф)! А то можно и за Айседорой Дункан.

 !  Знаете, как погибла знаменитая танцовщица Айседора Дункан? Во время прогулки в родстере ее развевающийся шарф намотался на заднее колесо автомобиля. Помните, что гусеница и катки вращаются с бешеной скоростью прямо под вами. Поэтому распущенный пояс или длинное кашне могут отправить вас вслед за Айседорой...







По материалам "КЛАКСОН" № 1, 2001г.

Ну, а покататься можно встречая новый год ...

* Хибины * Города ... * Это интересно! * Природа, Климат * Фотоальбом * Советы туристу * Путешествия * Форумы * Минералогия * Снаряга * ТУРы, заброски * Мультиспорт *



Пишите письма команде 51   *   Поставить закладку на TEAM51
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Projekt: www.TEAM51.ru
Рейтинг@Mail.ru на Портале Кольского Экстремальный портал VVV.RU
Rambler's Top100