Снег и огромные просторы – такие впечатления получаешь попав на какую-нибудь из вершин Хибинского горного массива. А в солнечную погоду это всё ещё и сверкает как алмазная пыль. Хибины сверху похожи на огромные барханы.
     Раньше что-бы добраться зимой до вершины в Хибинах нужно было день или два добираться до выбранной горы, потом ещё день подниматься наверх, а потом ещё и обратный путь предстоит.
     Не у всех есть время чтобы для пятиминутного наслаждения красотой затрачивать огромные усилия и драгоценное время. Ведь теперь очень многие работают на себя а не на «дадю» как раньше, и отпуска стали неимоверно короткими, а так хочется посмотреть побольше.
    
И вот наконец появилось такое средство! Это снегоход. Для нашего случая больше всего подходит снегоход вайдтрэк – с широкой гусеницей и мощьным двигателем. Он сочетает в себе проходимость оленя и тягу трактора.
     Снегоход позволяет буквально взлететь на перевал за 15 минут, когда тренированный лыжник с рюкзаком потратит часа 4 на тот-же путь.
     Но ведь снегоход позволяет и больше, например, проехаться по самым интересным местам Хибинских и Ловозёрских гор. В эти места туристы идут по несколько дней лишь для того чтобы взглянуть на горные просторы, побывать в местах свободных от дорог и толп народу. Вы можете посмотреть эти красоты за один – два дня. В концентрированном, так сказать, виде!
     В прошлую зиму мы вдоволь накатались по Хибинам, съездили в экспедицию в центр Кольского. Об экспедиции я уже рассказывал и вот наконец появилось время описать некоторые поездки по Хибинским перевалам и долинам.
    
Катались мы в марте, хотя в принципе уже можно было и в феврале. Жили в комфортабельном коттедже посреди гор с горячим душем и центральным отоплением. Это было комплексное приключение - на парочку перевалов мы всё-же ради спортивного достижения забрались на лыжах. Один раз, во время нашего героического подъёма нас обогнал снегоход, и унёсся вверх поднимая веер снежной пыли. Мы только с завистью посмотрели ему вслед. На каждый перевал у нас ушло по дню, да и усилий потребовало немало, зато мы себя почувствовали настоящими полярниками.
     Наконец настало то утро, в которое мы надели горнолыжные ботинки, но не для того что-бы пойти на горнолыжный подъёмник, а чтобы прицепиться за снегоходом. И вот теперь мы обгоняли других «лыжеходов», снежная пыль взметалась не только от снегохода, но и от наших лыж. Маршрут, занявший у нас вчера полдня, сегодня был пройден за 20 минут!
    
Вот мы и на перевале. Снегоход остановился и мы наслаждаемся видом искрящегося на вершинах и в долине снега. Вчера мы наслаждались здесь неподвижностью и радостью от того что можно не идти больше вверх, а наконец спускаться вниз.
     Сейчас-же только желание двигать дальше. На другую сторону перевала мы съехали вперёд снегохода – по нетронутой целине. Все кто ходил сюда с базы на лыжах, обычно возвращались в обратном направлении, поэтому на другой стороне следов не было. А затем прицепились опять к снегоходу и понеслись дальше по долине наслаждаясь скольжением. Это какой-же должна быть гора, чтобы с неё можно было ехать 20 км без остановки, да ещё и на приличной скорости!
     Поднимаясь к следующему перевалу мы обогнали человек 10 бредущих туристов. Но вот у самого перевала пришлось немного повозиться. Подъём оказался настолько крут, а снег настолько глубок, что при первой попытке снегоход застрял и зарылся в снег по самое стекло. Но общими усилиями мы его достаточно быстро откапали. Затем несколько проездов вверх – вниз и по накатанной дороге мы взобрались на перевал влекомые снегоходом. Затем снова свободный спуск. Много чистого и пушистого снега!
     Внизу было озеро. По нему мы неслись во весь опор! Разъехались по разные стороны снегохода и после нас было похоже на сильную метель!
     Потом снегоходная дорога наезженная другими снегоходами и вот мы снова на базе.
     Отдыхаем, бурно делимся впечатлениями ведь на ходу общались только знаками.
    
На следующий день мы взяли ещё два снегохода, чтобы каждый мог управлять машиной самостоятельно. И во главе с инструктором на трёх снегоходах двинулись в путь. Сначала попетляли по лесной тропинке между кривых северных деревьев. Затем выехали на какую-то снежную дорогу и по ней добрались до небольшой горной долины, оттуда поднялись на перевал. Перевал был очень узкий, поэтому развернулись используя заднюю передачу. Выехали из щели перевала, но не поехали вниз, а повернув на лево понеслись вдоль склона наверх. Так,
сделав несколько поворотов наподобие серпантина, заехали прямо на вершину горы. Навигатор инструктора показал 1040 метров над уровнем моря!
     С одной стороны гора обрывалась в двухсотметровую пропасть, с другой была ограничена трещинной перевала, а третья плавно уходила вниз. Хибины очень древние хоры и в них много пологих вершин. Летом на склонах очень много камней по несколько метров в поперечнике, поэтому сюда не заехать даже вездеходом. Но зима всё исправляет, заваливает всё многометровым слоем снега и дорога открыта!
     Съехали по плавной стороне и вернулись к базе, попили чайку и решили двинуть на другую сторону долины. Перевал Северный Чоргорр нам не дался, но мы заехали довольно высоко и отсюда смогли увидеть свои следы на противоположной стороне долины.
     Затем поехали в глубину долины – просто покататься в лесной зоне. Здесь снег оказался на много мягче, да и скорость не наберёшь как на открытом месте, но зато сидеть некогда, приходится постоянно качать снегоход для лучшего вхождения в поворот объезжая деревья и кочки. Такое ощущение что плывешь по снежной толще.
     В этот раз мы вернулись на базу уже в темноте, освещая дорогу и разлетающихся куропаток фарами снегоходов. Устали прилично, но зато объехали столько мест, сколько пешком нам наверно неделя понадобилась бы. А снегоход над глубоким снегом это вообще песня!
|