Кольский полуостров осенью

и Хибины в сентябре.

Лебединый клин

Туры в горах Спелая черника
     Вокзал, город Апатиты. Это крайний север, Российское заполярье. Но намного ближе и доступнее чем, например Таймыр. Поэтому летом на Кольский полуостров съезжается много туристов. Но мы хотели тишины и безлюдья. Таким временем на самом деле является сентябрь. Дождей мало и очень красиво, мы даже не представляли как красиво!
     И вот прямо с вокзала мы едем на УАЗе местного проводника и слушаем рассказы обо всём что попадается в поле зрения. Проехали фабрику перерабатывающую камень плодородия – Апатит. За фабрикой тянутся горы –Хибины. Потом практически брошенный посёлок лесорубов. И, наконец, дорога стала лесной. Причём сразу! Колдобины, ямы, большие лужи, разломанные старые брёвна, камни … Но мы пробираемся вперёд. Перебираемся через высокую железнодорожную насыпь с заржавевшими рельсами. И опять лес, лес … Вдруг после очередного поворота въезжаем на окраину посёлка из трёх домов. Какие-то люди внимательно смотрят на нас, но мы едем дальше преодолевая реки вброд и проезжая по полуразвалившимся мостам. Горная река осенью
     Уже видны Ловозёрские горы. Наша цель - знаменитое озеро Сейдозеро. Поэтому мы сворачиваем с основной «дороги» и начинаем забираться в горы всё круче и круче. Вскоре дорогу перегородил ручей с большими валунами, упавшими в него с подмытого берега.
     Оставляем машину. Подкрепляемся горячим чаем с бутербродами, одеваемся и укладываем рюкзаки. Ветра нет, временами моросит мелкий дождик, но это только радует, так-как нам предстоит пеший подъём на перевал. Забрались выше облаков. Ловозёры.
     Тропинка тянется то в густом лесу альпийского типа, то вдоль обрывистого берега ручья. Деревья постепенно начинают редеть, уменьшаются в размерах и вскоре мы выходим в долину покрытую разноцветным мхом и редкими кустиками. Выше только скалы уходящие своими вершинами в облака. Тропинка кончается у озёр Киткъявр отсюда до перевала уходящего в облака одни каменные осыпи из огромных камней. Уходим в облака. Поднимаясь по камням, как по огромным ступеням замечаем, что с каждым шагом становится светлее. И вдруг, подняв голову, видим солнце и голубое небо. Оказывается, мы поднялись выше облаков! Вид на Сейдозеро с перевала
     Вскоре мы вышли на горное плато залитое солнцем. Погода стояла совершенно безветренная. Так и захотелось здесь остаться. Но нам надо успеть до наступления ночи поставить палатки на берегу Сейдозера. Идём по каменной россыпи практически лишённой всякой растительности. И только гид различает в этом нагромождении камней какие-то знаки, вскоре мы начинаем спускаться в какой-то желоб, который постепенно переходит в огромный каньон.
     После очередного поворота останавливаемся у небольшого горного озера с прозрачнейшей водой. Немного перекусываем, отдыхаем (сидячая работа в офисе даёт о себе знать, да и в рюкзаки понабрали лишнего). И снова в путь. Вскоре появилась тропинка и идти стало намного проще, тем более теперь мы всё время шли вниз. В некоторые моменты уже виднелась водная гладь Сейдозера. Но всё-таки ночь нас накрыла на тропе, когда мы вошли в лес и дальше шли уже при свете налобных фонарей. Хорошо, что была натоптанная тропинка и гид впереди. Сейдозеро. Вид на скалу с изображением Куйвы Следы медведя и наши. Ловозёрские горы. Сентябрь.
     Берег появился из неоткуда, мы просто вышли на песчаный берег Сейдозера. Всё дошли! Через полчаса поставили палатки, кипела еда на примусе. Звёзды отражались в озере. А северное сияние завораживало нас своим танцем. Хотя снега ещё не было.
     Хорошенько отоспавшись, отправились гулять вдоль озера. Крупная сочная черника нас захватила. Поэтому продвижение наше было очень медленным. Особенно в местах где ягоды были особенно вкусны. Как оказалось - чернику мы ели не одни – на обратном пути обнаружили следы небольшого медведя поверх наших. Сейдозеро. Крест неизвестного назначения Медведи в это время сытые, поэтому мы его так и не увидели, он сам от нас прятался. Тем более что недавно в Сейдозере произошёл очередной непонятный катаклизм и в некоторых местах на берегу лежали тушки довольно крупной рыбы. Ими видимо медведь и был привлечён к берегу. Около устья реки вытекающей из сейдозера установлен какой-то памятно-навигационный крест. На нём есть надписи но мы не смогли прочитать. Так как старославянского никто из нас не знал. Гуляя на легке мы без проблем дошли до берега Ловозера и вернулись обратно в течении дня.
     Такой вот день релаксации, после трудного перевала.
     Водопад в Хибинах. Сентябрь. На следующее утро мы вышли обратно к машине и переехали в Хибины. Похоже, тренировка в первый день не прошла даром, и перевал нам дался намного легче. По дороге докупили провизии в Кировске. Уехали в горы и поселились в домиках на горной базе.
     После таскания рюкзака за плечами, захотелось просто погулять по окрестности, поэтому решили пройтись по ближним перевалам налегке. Захватили с собой только фотоаппараты. Погода нам содействовала. Дождя небыло – временами светило солнце.
     Часть дороги проехали на УАЗе, казалось дороги нет – просто нагромождение камней и песка, но нет – едем. На перевале в облаках. Хибинские тундры По пути сделали остановку, осмотрели двухступенчатый десятиметровый водопад. Доехали до места где уже нет деревьев и открывается отличный обзор на долину перед перевалом. Подъём на удивление был очень пологим и с хорошей тропинкой, которая правда потерялась ближе к перевалу в огромных кубических камнях в рост человека. Мы поднимались по этим камням как по огромным ступеням.
     На перевале нас закрыли облака и сидя на скамеечке, кем-то сюда затащенной, мы могли внимательно смотреть прямо в молоко. В какой-то момент облака разорвались и мы смогли заглянуть на ту сторону перевала. Горный перевал в Хибинах. Сентябрь. Нереальный пейзаж.
     Сам перевал окружён скалами, и до сих пор завален снегом! Пейзажи вокруг абсолютно нереальные и не поддаются логике привыкшего к городу взгляда. Когда мы спустились в ледяную пещеру, образовавшуюся в слежавшемся до голубого льда снегу, то смогли насчитать около 11 годовых слоёв снега. Как кольца на деревьях, только толщиной по полметра и больше. У входа в пещеру природа выточила фигуру стражника – не то ледяного дракона, не то крыло огромной птицы. Ледяная пещера. Хибины. Кольский полуостров. Крайний север.
     На обратном пути набросились на чернику. Она здесь росла повсюду. Из-за этого обратный спуск занял больше времени, чем подъём – обычно бывает наоборот.
     По дороге нашли несколько крепеньких подосиновиков и вечером наслаждались жареными грибами с картошкой около потрескивающей дровами русской печи. Подосиновики. Сентябрь. Хибинские горы.
     А потом ещё был поход без рюкзаков на озеро Академическое с выходом на горное плато высотой 1140 метров от уровня моря. Временами был сильный ветер, но зато было мало облаков и видимость была на 100 км вокруг. Мы из Хибин видели Ловозёрские горы, озеро Умбозеро, кусочек тундры на северо-западе, тайгу на юго-востоке, и здания «Центрального» рудника расположенного на высотном плато Расвумчорр. Была экскурсионная поездка на УАЗе на Гольцовое озеро. Это там находится знаменитая дорога по дну озера – одно из излюбленных мест джип-рейдеров. Мы его преодолели играючи, только коврики намокли, пока выхлопная труба из под воды булькала. И даже илистое дно нас не остановило. Гольцовое озеро. Северные Хибины.
     Гольцовое озеро зажато с двух сторон горными склонами. Поэтому здесь бывают только северные и южные ветры. В остальное время здесь штиль. На берегу часто останавливаются группы туристов-спортсменов и здесь понастроено много каркасов для палаток и полевых бань, но вокруг ни души. Пейзажи с большими камнями. Хибинские горы.
     Ещё два дня мы гуляли среди каменных исполинов, в саду камней на одном из плато. В уже отработанном режиме вышли на расстояние дня пути и поставили палатку. От неё уже на легке совершали радиальные выходы в интересные и красивые места.
     Среди гор чувствуешь полное единение с природой когда вокруг видишь непривычные пейзажи раскинувшиеся на несколько километров вокруг, начинаешь чувствовать - какой всё-же огромный мир нас окружает.
     Фотографий сделали сотни, жалко только в последние дни батарейка села.
     Да, без джипа и сопровождающего мы вряд ли смогли всё это увидеть за такой короткий срок. На УАЗе мы «забирались» за час туда, куда пешком добираться полдня, а на легковушке вообще не доехать. Вот такое получилось сентябрьское путешествие по центру Кольского!

Цветы осени. Хибины. Сентябрь

Тоже хотите осенью в Хибины и другие места Кольского полуострова?
Без проблем, пишите! . . . (Жми здесь!)

А так-же заброски и путешествия по Ловозёрам (Пунча, Саранчозеро, Киткъявр),
на КСС - Куэльпорр, Гольцовое, Рисчорр ...

Варианты активной встречи Нового Года на Кольском полуострове.

А так-же осенний OFF-road марафон вокруг Хибин.

И рыбалка на белую рыбу Кольского полуострова с избушками.

* Хибины * Города ... * Это интересно! * Природа, Климат * Фотоальбом * Советы туристу * Путешествия * Форумы * Минералогия * Снаряга * ТУРы, заброски * Мультиспорт *