Поездка намечалась давно. Для надёжного прохождения маршрута нужно было как минимум две машины, но что-то вечно не стыковывалось, и в результате мы всё же поехали на свой страх и риск одной машиной!
     Вокруг все отговаривали – «Там дороги нет! Мостов Нет!», на что я им радостно отвечал «Я знаю!». Ведь нам того и надо, было. Чем хуже дорога тем меньше по ней народу ездит, а значит и места более дикие.
     Первое время даже когда мы уже съехали на лесную дорогу ещё попадались отдельные легковушки. На старом Кольском тракте со стороны Кировска сохранилось две деревушки в которых до сих пор обитают дачники. До посёлка Капустное, минуя брошенный аэродром, на УАЗике ехать полчаса, а на легковушке пару часов. После посёлка мы проехали ещё часа 3 и нас постепенно накрыла темнота, ведь выехали мы уже вечером. Да, в конце августа на крайнем севере тоже ночь бывает. В этом был один минус – тёмной ночью (в отличие от солнечной ночи) плохо ехать по разбитой дороге.
Но и плюс тоже был. Когда встали на стоянку у лесного озера увидели северное сияние.
     До этого мы два дня ходили по Хибинам, изучая особенности строения горного рельефа и связанную с этим близость облаков, сквозь которые нам пришлось пробираться. С утра туман стоял такой, что от встретишей нас на вокзале машины и привёзшей в начало пешеходного маршрута, мы просто ушли в молоко. Но с нами был опытный гид Мэтр, сразу вселивший в нас уверенность всем своим видом. Но горы всё-же не асфальт. Впечатлений набрались, а то что устали, дак ведь уже на машине едем, идти больше не надо. Так-что, быстро поужинав все завалились спать по палаткам. Постепенно входим в походный режим после города.
     Утром оценили практически полное отсутствие комаров. Осень постепенно вступает в свои права и некоторые листики уже окрасились в желтый цвет. На кустиках зреет черника и начинает краснеть брусника.
     Ещё какое-то время нам попадались машины грибников. Но после полуразрушенного моста попалась только одна Нива и один УАЗик. Попетляв по дроге которой на самом деле нет на карте, хотя местным она известна, выбрались к посёлку Инга. Это дальний дачный посёлок, не знаю сможет-ли до сюда добраться легковушка, но на УАЗике без остановок ехать 3 – 4 часа. И поэтому люди приезжают сразу на месяц или на всё лето. Сотовые здесь не работают и другой связи нет. Люди уходят сюда чтобы отдохнуть от городской суеты. У всех дачников здесь огород на котором выращивают картошку, клубнику, и ещё всякую всячину. Практически в каждом дворе есть баня, рядом река.
     Но наша цель пробиться из центра Кольского на южный берег полуострова, так называемый «Терский берег». Поэтому после небольшой остановки мчимся дальше, время у нас ограничено.
     Буквально через полчаса въезжаем в целенький посёлок, только там никого нет! Последний житель покинул посёлок ещё год назад, но дома стоят а брошенные вещи лежат в домах, разве что некоторые стёкла разбиты вандалами. Походили по посёлку, в дома позаглядывали, баньку оценили.
     В этом посёлке заканчивается более-менее нормальная дорога. Дальше идёт полузаросшая колея. Даже кажется что не туда заехал. Но наш гид-водитель-механник уверенно смотрит вперёд и крутит баранку рассказывая о былой жизни в этих местах лет эдак 30 назад.
     Здешние места похоже совсем глухие, судя по следам по этой дороге всего машин пять проехало за всё лето. Особое опасение вызывали сгнившие мосты. Но в основном их удавалось объезжать прямо по реке рядом с мостом или по объездной дороге.
     Один мост всё-же пришлось частично восстановить. На мост даже не было въезда и съезда. А вокруг по глубокой жиже до реки видны следы какого-то большеколёсного авто-монстра. Да и тому видимо брод не в лёгкую дался.
     Общими усилиями подкладывая брёвнышки и дощечки практически внесли машину на мост и перекатили на другой берег.
     Брёвна настолько сгнившие что легко руками вынулся гвоздь грозивший проколоть шины. А гвоздь знатный – кованный сантиметров 30 в длинну и полтора – два сантиметра в толщину. Короче забрали мы его на сувениры.
     Поехали дальше. То с одной, то с другой стороны начали просматриваться озёра. И было решено остановиться на обед и заодно попробовать покидать спининг. Тем более что дарога начала значительно улучшаться и даже появился один след стандартного УАЗика, что говорило о том что до сюда ездят умбовские машины. А это уже встречный поток.
     На обед остановились после очередного брошенного посёлка у озера Мунозеро. Посёлок даже, можно сказать, огромный, растянулся, наверное, на километр, но здесь совсем нет дач с огородом. Некоторые дома приспособлены охотниками (судя по перьям над дверью) и рыбаками (судя по сетям) для временного проживания.
     В самом озере Мунозеро много затопленных деревьев, поэтому попробовали рыбачить в небольших озёрах. Но внимание от рыбалки очень сильно отвлекла спелая черника. И надо заметить здесь на берёзах очень мало жёлтых листьев, видимо здесь намного южнее Кировска.
     Комаров всего две штуки на человека, да и на тех внимания не обращаешь. Хоть рыбу не поймали зато, не торопясь пообедали наблюдая безветренные пейзажи с отражающимся в озере лесом.
     Дальше дорога становилась всё лучше и лучше, но сгнившие мостки и провалившаяся над ними насыпь давала о себе знать. Приходилось пробираться. На ровных участках разгонялись до 50 – 60 км/ч. Здесь из-за очередного поворота навстречу нам попался автомонстр. Он летел с ещё большей скоростью, и так как в таком заброшенном месте никто встречи не ожидал пришлось срочно разъезжаться используя придорожные кусты, хорошо крупных деревьев и камней не было. После этого наш водитель сказал что «Эти по одному не ездят! Ищем отворотку и прячемся, пока не затоптали». Остановились где дорога несколько расширялась. И сразу услышали рёв очередного встречного джипа – монстра, мимо нас пролетел лишь слегка притормозив. И то наверно из-за того что увидел на нашей машине наклейку «оргкомитет». Мы немного подождали пока мимо нас пронеслось около десяти подготовленных для бездорожья джипов.
     После встречи с колонной джипов начались обсуждения какие колёса лучше, из чего делаются джипы …. Поэтому проскочив ещё несколько дачных посёлков неожиданно выехали на асфальт. А через пять минут стояли на заправке в Умбе.
    
Контраст конечно тот-ещё! Только-что мы были одни на пустынной дороге, посещаемой только рыбаками и спортсменами рейдерами. А тут вот люди, машины, заправка …
     В Умбу заезжать не стали и сразу поехали в сторону Варзуги. Наша следующая цель – мыс Корабль и одноимённое месторождение полудрагоценного камня Аметист.
     Асфальт скоро снова кончился, а дорога временами стала выходить на самый берег Белого моря. На одном из прямых участков из далека увидели медведя стоящего на дороге. Медведь увидел машину и ушёл в лес. Тут началось что-то странное – движок начал глохнуть и в результате машина остановилась как раз там где видели медведя. Посидели немного в машине, но ведь пора разбираться в чём дело и вышли на улицу. Кто-то даже «кривой стартёр» прихватил из УАЗки чтоб от медведя отмахиваться, хоть над ним все и посмеивались.
     Медведь тем временем вышел опять на дорогу метрах в пяти позади машины, внимательно посмотрел на разглядывающую его толпу, и спокойно пошёл на другую сторону дороги. Фотоаппараты как это обычно водится у всех остались в машине.
    
Проблема оказалась в кончившемся бензине, переключились на второй бак и двинули дальше. Хотя стемнело уже довольно сильно – развлечения не закончились! Если медведь на дороге был чёрным приведением, то в этот раз в свете фар замаячило белое приведение. Какая-то женщина в белом плаще с охапкой книг. Мы остановились и она чуть ли не со слезами начала нас умолять отвезти её в Варзугу. Ну что делать – общим собранием решаем немного сменить планы и едем в село Варзуга. По дороге бабулька которую мы сначала приняли за учительницу, оказалась паломницей и шла пешком в Варзугу из Умбы (~ 120 км) помолиться в Успенской церкви.
     И ещё она оказалась директором Умбовского музея «Поморского быта», поэтому пока мы ехали до Варзуги она рассказала нам много интересных историй из жизни Терского берега. Вот такие неординарные люди ещё есть на Кольском полуострове.
     Уже ночью передали паломницу батюшке из рук в руки. Кстати батюшка в Варзуге бывший морской капитан. Во как!
     Место для ночлега мы нашли быстро – на первой же отворотке за околицей посёлка. Поставили палатки, плотно поужинали и завалились отсыпаться. Впечатлений за день набрались много.
     Утром, быстро позавтракав, собрали палатки, погрузились в УАЗик и снова поехали в Варзугу. Теперь уже с экскурсионной целью.
     Здесь построен целый церковный ансамбль, и всё из брёвен. У порога одного из зданий лежал подготовленный к установке деревянный крест. Длинна его была метров пять. Назначение креста мы понять не смогли, все надписи сделаны на старославянском языке.
    
Село раскинулось по обеим берегам реки Варзуга. Дальний берег пологий, а этот обрывистый с песчаным откосом. По реке постоянно курсирует вёсельная лодка. Детвора подрабатывает перевозя людей с берега на берег. Но на тот берег мы не поехали, а походили по посёлку, поинтересовались у местных насчёт красной рыбы, но оказалось не сезон.
     Дальше наш путь пролегал через самую северную песчаную пустыню в мире, да ещё и техногенного происхождения, в посёлок Кузомень. Песчаная дорога сначала петляет по лесу, затем въезжаем на бархан почти выше леса и нашему взору открывается огромный «пляж». Самые настоящие барханы и реденькие кривые сосенки. Через километр беревья пропали совсем, а дорога расширилась метров на сто. Каждый видимо ехал где ему вздумается. Хоть мы и ехали по самому наезженному месту, попытка отключить передний мост привела к моментальному закапыванию задних колёс, так и пришлось пробираться между дюн на полном приводе.
|