Четыре "чайника" с мотором
или
"Копаем все!"

"На это место уж нету карты
плывем вперед по абрису"
А. Городницкий

Умба. Начало верхнего падуна "Копаем все!" - это заголовок из местной Апатитской газеты. Это было первым, что попалось мне на глаза после возвращения домой из похода по Умбе. "Копаем, господа, копаем! Что бы ни случилось, весла не бросать!" Так в порогах орал друг другу экипаж нашего катамарана. (В газете речь шла об огородах и картошке.) Начало нашего похода было традиционным, как и у всех других групп, сплавляющихся по Умбе. Но вот дальше…

"По самое некуда"
     Встреча на вокзале в Апатитах, переезд к месту старта (за что, кстати, спасибо автору этого сайта), ужас от количества барахла, которое мы решили взять с собой… Сборка катамарана, очень теплый вечер с провожающими, ночная экскурсия на мост через Умбу, с которого мы хотели увидеть Марс… В общем, наконец-то отчалили. Нас четверо: Саша, он же "Боцман", хозяин катамарана, который и организован наш поход, Толя, он же Доктор, провозглашенный Адмиралом, как наиболее опытный в водном туризме. Эти двое расположились на корме. Впереди два "чайника": Олег, любитель подводной охоты, ну, и автор этих строк. Все, кроме меня, прибыли из Москвы.
     У водопада Падун пришлось подойти к берегу, так как на перегруженном корыте соваться в порог без просмотра не хотелось. Идем по берегу, любуемся. И думаем, что, в общем-то, пройти можно. Но, как только дошли до стоящего на берегу памятника в честь погибшего здесь в 1975 году туриста, Боцман решает: впереди путь длинный, опыта у нас мало, "корыто" одно и подстраховать нас некому.
     Перетаскивать шмотки пришлось долго, чуть ли не километр. Чуть ниже водопада поставили лагерь. Место понравилось, москвичи, двое из которых впервые оказались за Полярным Кругом, в восторге, и мы остались здесь на дневку - отдохнуть после сборки, первых нескольких часов копания и протаскивания глубоко сидящего в мелководной Умбе загруженного по самое некуда катамарана.

Коварная рыба
     Толик с супер-пупер-навороченной удочкой отправляется на рыбалку, твердо убежденный в том, что вскоре мы откушаем семги. Мы в этом сильно сомневаемся, но - чем черт не шутит. И вот стоит у нашего берега Толя, и машет удочкой. А на противоположном берегу тоже нарисовался какой-то рыбак, и тоже удочку кидает. Закинут они снасти, и эдак ревниво друг на друга поглядывают, мол, как бы ты мою рыбину не вытащил…
     Другой наш рыбак, Олег, решил достать рыбу из-под воды. Облачился в гидрокостюм, взял подводное ружье и нырнул на охоту. Когда он, наконец, нанырялся, рассказал о коварстве местной рыбы:
     - Вижу рыбу, прицеливаюсь, а течение быстрое, ружье удержать трудно. Хватаюсь за камень, а подлая рыбина меня обходит и мне в спину пристраивается…
     Попытки рыбалки - надводной и подводной - были и впоследствии, но все-таки в этом походе отведать свежей семги так и не удалось.

Спортивный день
     На следующий день решили пройти как можно больше. Через три озера нам пришлось не столько грести, сколько тащить катамаран пешком - глубины слишком маленькие (точнее, у нас осадка большая). Удачно прошли под двумя разбитыми деревянными мостами, порог Разбойник, Карельские пороги…
     Потом миновали Детково-Ламбину (было уже так темно, что деревушку на берегу и разглядеть толком не удалось), высматриваем место для стоянки, и попадаем в порог. Ничего не видно, где струя, где камни, понять невозможно… Покрутило нас, но прошли.
     - Ночное прохождение порогов - вот настоящий экстрим! - говорим мы, и добавляем, - только ну его на фиг!

Мы первые?
     Идем по Семиверстному порогу. На берегу домики стоят, очень такие "евро" со спутниковыми тарелками, два рыбачка друг друга фотоаппаратят на нашем фоне… Вот сейчас мы уже войдем в Канозеро, крутим головами, разеваем рты от красоты здешних мест, и влетаем в порог, которого мы не ожидали. Уворачиваемся от камней (а с нашей массой это не так-то просто), проносимся в потоке, падаем с небольшого водопада, нас обдает брызгами, ух, здорово!
     Входим в Канозеро, и включаем "пятое весло" - 3,3-сильный подвесной мотор "Меркюри". Озеро прошли за три часа. Мотор мы включали и раньше, на реке, где позволяла глубина. Наверное, до нас еще никто по Умбе с мотором не сплавлялся.
     Начинается самое интересное: карты дальнейшего пути у нас нет, и теперь мы пытаемся понять, где выход из озера. К нам подруливает какой-то мужичок на моторке, и, улыбаясь беззубым ртом, начинает по-хозяйски и по-хамски рассматривать наши вещи, намекая, что за незаконный сплав надо чем-нибудь у нас поживиться. Не верил, что у нас спирта нет (еще бы! сами давно выпили), сказал, что жадные мы, потому как москвичи. Нашелся, блин, хозяин здешних мест... Но удалось от него отвязаться, и направление нужное он показал: держите, говорит, на солнце. Не обманул.

С хрустом!
     Мы надеялись финишировать в этот же день. Не удалось: после озера Умба расходится на два рукава. И мы пошли в правый. ("Там вроде бы река полноводнее, должно быть туда и надо".) Река там спокойная, только что-то она подозрительно петляет среди однообразно болотистого берега с желтой высокой травой и редкими чахлыми деревьями. Вроде бы должны быть пороги, но что-то их нет и нет…
     На дереве видим щит с надписью "Участок лова семги по именным разрешениям". Но никаких рыбаков по берегам нет. Потом показался один, подгребли к нему, спрашиваем, далеко ли до моста через Умбу? Но мужичок, видать, глуховат, махнул рукой на юг и сказал, что там, мол, у Падуна все туристы стоят.
     Оказалось, все туристы, действительно, стоят у Падуна. Еще б им здесь не стоять! На высоком берегу обустроенная стоянка, внизу сложены две каменки для бань. А здешний Падун отличается от верхнего тем, то здесь водный поток заворачивает у каменной стены. И мы влетели в порог внезапно. Сам водопад прошли вполне благополучно под традиционные вопли… э-э-э… "Копаем, господа, копаем!!!" (Это если в переводе с ненормативной лексики). Увернулись от стены, от нескольких крупных камней, но на очередном застряли. Тут-то нас и разложило: одна за другой, с хрустом начали переламываться поперечные балки!..
     Кое-как добрались до берега, ничего не потеряли только потому, что одна балка из четырех все-таки уцелела.
     Незапланированная ночевка, замена сломанных балок на деревянные жерди, скромный ужин из воспоминаний о былом продуктовом изобилии, последняя сигарета на троих…

Семге некуда деваться
     Наутро мы с радостным удовлетворением проходим мимо места слияния рек, проходим мимо рыболовного лагеря, где через каждые 50 метров стоят в воде рыбаки и методично забрасывают удочки. Река здесь узкая, метров 30 шириной, течение быстрое, рыбаков много, и семге тут, наверное, просто некуда деваться, кроме как ловиться. А рыбаки все "импортные" - с одинаковыми "импортными" физиономиями, в одинаковых "импортных очках", в одинаковых кепках… (На Западе что - все такие стандартные?) Здесь, как мы выяснили, находится рыболовный лагерь исключительно для иностранцев.
     Прошли-прокопали очередной на нашем пути плес, и увидели рыболовный лагерь для русских - дом на берегу, река перегорожена сетью. Нам криками показали место прохода, еще немного и - финишируем у моста через Умбу. Саня и Толя отправляются в поселок разруливать насчет машины до Кандалакши, мы с Олегом остаемся разбирать катамаран. На мосту стоят рыбаки, и у нас само-собой возникло решение стрельнуть у них закурить. Рыбаки оказались некурящими, зато объяснили, что вместо Умбы нас понесло в Низьму. Ну, что ж, будем считать, что за один поход мы "сделали" сразу две реки!

Михаил Рыжов Mik-ryzhov@yandex.ru

Дополнение: Тренировки на верхнем Падуне. Река Умба. Жми!

* Хибины * Города ... * Это интересно! * Природа, Климат * Фотоальбом * Советы туристу * Путешествия * Форумы * Минералогия * Снаряга * ТУРы, заброски * Мультиспорт *