Саамская сказка

Поискам Гипербореи посвящается ..

     -Они давно здесь живут - отозвался лопарь. Его седую шевелюру слабо освещал тлеющий костёр. Вежа в которую мы напросились на ночлег была его перевалочным пунктом. Он периодически обходил свои капканы и рыбачил во множестве маленьких озёр разбросанных по лесотундре. Вежи строил ещё в молодости, с отцом. Сейчас их приходится часто ремонтировать.
     -Только от людей очень прячутся» - продолжил свой неторопливый рассказ сын тундры.
     А куда ему торопиться? Матвей давно на пенсии, раньше работал пастухом в оленеводческом совхозе. Теперь уходит в тундру на месяц и бредёт от вежи к веже целый день, размышляя о вечном.
     Это мы современные люди куда-то торопимся, снегоходы по 100 лошадей, вертолёты … а вот ходит человек на лыжах подбитых оленьим мехом, радуется простым мыслям и не нужны ему все эти машины, анатомические рюкзаки, ботинки из мембранной ткани … нанотехнологии с коллайдером …
     Вот забрались-же мы в эту глушь для изучения таких людей как Матвей, живущих своей независимой жизнью. А ещё нас привлекли в эти заполярные края легенды Сейдозера о Куйве и что банально, Снежный Человек. Это конечно смешно, но кто-то всё-же стал прообразом этого феномена…
     -Только, мало их осталось, совсем мало, жить негде, цивилизация почти везде добралась … - снова отвлёк от глубоких мыслей рассказчик.
     -Кому жить не где? - не понял я, временно забыв начало рассказа из за нахлынувших мыслей.
     -Людям Гор - задумчиво произнёс старик.
     С этими словами сон окончательно взял верх над уставшим за день телом. Снился застрявший в ручье снегоход, как мы его вытаскивали, затем сани, какие-то пробегающие мимо тени животных, набегающая навстречу тундра …. Проснулся от холода, сквозь прикрытое куском коры дымовое отверстие пробивался призрачный свет заполярного утра, угли погасли окончательно. Взглянул на часы – десять часов. Да, крепко спали.
    
     Часы я люблю со стрелками, но после первого летнего путешествия по Кольскому полуострову, когда проснулся в два часа ночи и никак не мог понять день или ночь, поменял на электронные. Солнце светило так, что в палатке было жарко. Растолкав тогда возмущавшегося спутника, выяснил по его часам, что всё-же ночь. Просто очень солнечная ночь!
     Сейчас была зима, март. В это время день уже достаточно длинный и позволяет проехать значительное расстояние по светлому. А снега уже столько, что олени не везде до мха дорыться могут, некоторые реки, обозначенные на карте, мы проскакивали не заметив русла. Правда, с нами был местный проводник на своём снегоходе, и многих сложных ситуаций нам удалось избежать только благодаря его знаниям и опыту.
    
     Снаружи послышались шаги по скрипящему снегу. Дверь, если её можно так назвать, отворилась и в вежу влез наш проводник с охапкой наломанного сушняка. Весь в «гортексе» в пику нашему новому знакомому Матвею. Наш гид как-то сказал, что не любит натуральные меха, шерстяную одежду – быстро мокнет – долго сохнет, да и современные материалы давно теплее пуха, а шерсть, и подавно, отстала по всем параметрам. Матвей же был одет в старую ватную куртку подпоясанную зелёной верёвкой, ватные-же штаны и валенки с нашитой дополнительной подошвой. Из-под фуфайки торчал вязанный шерстяной свитер с высоким горлом. Выходя на улицу он накидывал на голову потёртую ушанку, а на руки одевал рукавицы из оленьего меха. Если в таком наряде дед Матвей будет стоять в лесу неподвижно, то его можно и не заметить среди выцветших от времени коряг.
     Тем временем в жилище потеплело от разведённого гидом огня и ноздри защекотал запах свежезаваренного кофе.
     -Пора вставать, нам сегодня девяносто километров по сложному рельефу - бодро сообщил наш «Сусанин». В спальниках зашибуршились мои спутники. Старый оленевод заваривал какую-то траву вместо чая – «Нельзя мне кофе, старый стал» - ответил он на предложение – «Вот корешками только и спасаюсь».
     На улице заурчали снегоходы, это наш проводник завёл их для прогрева, а заодно и нас поторопить, чтобы собирались.
     Отхлебнув горячего кофе спрашиваю, продолжая вечерний разговор:
     -А ты их видел?
     -…Видел… - отозвался саам, смакуя свой отвар и глядя в костерок.
     -Давно?»
     -…Давно… - ответил он, так же неторопливо, как и вчера.
    
     По быстрому упаковав спальники, выбрались наружу. Мороз сразу дал о себе знать. Закололо в носу. В воздухе стояла морозная дымка. Казалось всё замерло, только от разогретых снегоходов исходило тепло. Все сани уже были уложены, нам осталось только впихнуть свои спальники и можно трогаться в путь.
    
     Лопарь вышел нас проводить. «Вы через озеро поедете?» спросил он, «Вот и хорошо, след проложите – мне на лыжах легче будет». При этих словах он взял в руки лыжи прислонённые к стенке вежи и стряхнул с них снег хлопнув лыжинами друг о дружку. Это были обычные деревянные лесные лыжи, только с низу они подбиты оленьим мехом, ворсинками назад – чтобы на сопки легче забираться, а сверху – ремешки для валенок.
     Мы сухо попрощались, оседлали снегоходы. Гид плавно, по вчерашнему следу, выехал на лёд озера и, свернув в целинный снег, поехал по озеру на противоположный берег. Снегу было много и его снегоход утопал по самую подножку. Нам пришлось отстать метров на пятьдесят, чтобы поднятый первым снегоходом хвост из снега успел осесть. Было впечатление что по снегу летит комета, нам из этой снежной пыли была видна только голова и плечи.
     Мы - это три товарища, – ныне успешные предприниматели, каждый развивает своё дело, а когда-то просто товарищи любившие приключения. Решили оторваться от мирской жизни, отдохнуть душой и отправились в обратную от анталий и прочих египтов сторону. Как уже давно заведено в нашем мире – поиском рулит интернет. И вот мы где-то на просторах Кольского третий день покоряем километры. В первый день, конечно, трудновато пришлось, но нам всё объяснил наш терпеливый инструктор. На второй день мы уже почти не застревали и удачно вписывались в повороты. А сейчас мне уже кажется, что я всегда ездил на снегоходе и представил себя настоящим кентавром. Наконец смог больше обращать внимание на окружающую природу: деревья до самой верхушки одетые в пышные снежные наряды, причудливо занесённые снегом валуны размером с грузовик, белые куропатки которых видно только когда взлетают …
     Вдруг первый снегоход остановился, гид вытянул руку вверх, давая нам сигнал к остановке. Мы плавно подъехали поближе и заглушили моторы.
     -Что случилось? - спросил кто-то.
     Но мы всё увидели сами – метрах в стопятидесяти на болотце стояли олени. Их было несколько десятков. Они не двигаясь смотрели в нашу сторону. И вдруг все вместе сорвались с места и побежали ровными невысокими прыжками в сторону. Это было очень грациозное зрелище, в полной тишине, никакого топота копыт, снег всё смягчает …
     Я успел вытащить видеокамеру и снять бегущих оленей крупным планом, и при этом слышал как кто-то щёлкал фотоаппаратом. Вообще, здесь можно не убирать фотоаппарат, а снимать постоянно - настолько всё необычно. Так мы и делали в первый день. Потом, под потоком впечатлений, мы постепенно научились выбирать самые лучшие моменты. Например, необычный типаж саама – такого умудрённого опытом старика, но не сгорбленного, а статного и сильного. Его жилище образца поза-позапрошлого века – полуземлянка – полудом, без печки, с костром посередине и дырой сверху, как в чуме…. И он здесь совершенно один. На сотни километров один – мы не в счёт.
     В начале пути мы ехали по снегоходной дороге, затем по зимникам, пользовались какими-то просеками известными, наверно, только нашему проводнику. Так мы приехали на Сейдозеро – озеро с трёх сторон окруженное высокими горами. Здесь находится известная наскальная фигура «Куйвы». С этим местом связанно много историй с пропавшими людьми, с изменением потока времени. Считается, что это один из древних центров зарождения человечества - здесь нашли следы древней страны Гипербореи. Саамы считают это место священным и стараются ограничить сюда доступ посторонних.
     Теперь же мы ехали вообще без каких-либо путиков, прокладывая дорогу прямо по целику. Леса становилось всё меньше и он теперь встречался только в виде отдельных островков. Около одного такого островка мы и остановились на ночлег. Здесь стояла самая настоящая изба из толстых брёвен. В избе никто не жил – она иногда использовалась рыбаками и охотниками. Главное, в избе была печь, причём настоящая, кирпичная. Около печи кем-то заботливо сложен небольшой запас сухих сосновых дров для розжига печи. Наш гид сразу пооткрывал все заслонки в печке, залез на крышу, скинул снеговую шапку с трубы и разжёг огонь. Потом, пока мои два товарища занимались разгрузкой саней и распаковкой съестных припасов, мы свалили заранее присмотренную сухостоину и снегоходом притащили её к избе. Там быстро порезали бензопилой и покололи. На одну ночь хватит. Вскоре стемнело.
     В доме уже было намного теплее, чем на улице. Раскочегарили доисторическую керосиновую лампу. Развешали одежду по всему дому сушиться. Тем временем закипела вода. Начало пахнуть чем-то вкусным, и через полчаса мы уже собрались за столом. Небольшой порцией водочки отметили очередной прошедший день. И дружно орудуя ложками начали обсуждать новые впечатления и планы на завтра. По кругу пустили спутниковый телефон – каждый отзвонился домой с докладом. Сытная еда быстро сделала своё дело и вскоре мы уже храпели в спальниках, подложив под себя оленьи шкуры оставленные в избе охотниками.
     Утром было тепло и очень не хотелось вылезать из спальника, но манящий запах кофе сделал своё дело. Подбираемся к столу, задумчиво завтракаем. В окошко видно небольшую позёмку. Вчера наш верный гид сказал, что по прогнозу должна быть метель. Пакуем вещички, грузимся на снегоходы. На улице уже значительно метёт. Сегодня мы должны добраться до конечной точки нашего маршрута – огромного камня-сейда величиной с пятиэтажный дом. Учёные говорят, что его принесло ледником. Но саамы считают, что Сейды могли сами перелетать с места на место. Может это транспортное средство древних Ариев, которые жили в Гиперборее?
     Сегодняшний маршрут изобиловал кочками, скальными выступами без снега. Это была самая сложная часть маршрута. Да ещё и усиливающаяся метель усложняла ориентирование. Продвигались вперёд практически только по спутниковому навигатору. Каждый, наверно, по нескольку раз уронил снегоход на бок пробираясь по косогорам. След впереди идущего снегохода заметало меньше чем за минуту. Впереди еле виднелся только красный фонарь заднего габарита. Да и люди были занесены снегом с головы до пят.
     За этот день, в отличие от двух предыдущих, я не видел ни одного зверя или птицы - видимо спрятались от непогоды. Только люди могут наплевать на погоду поглощённые своей целью. Фару окончательно замело снегом и в начинающихся сумерках стало не видно дальше чем на полметра, да и то - одно месиво мельтешащих снежинок. Хотя сегодня был сравнительно короткий участок маршрута, я значительно выбился из сил. Остановился, не торопясь слез со снегохода, скинул рукавицей снег с капота. Его там было наверно сантиметров тридцать. Также, не торопясь, уселся обратно и поехал дальше, догонять своих товарищей. Но, проехав несколько минут, я никого не увидел. Наверное, сильно отстал. Ещё через несколько минут я подумал что, возможно, еду не туда. Следа нет, да и в принципе уже должен был догнать. Заглушив мотор, прислушался, привстав над сиденьем. Только вой ветра дующего между скал, глыб и чахлых кустиков. Скинул шлем, но снег тут же полетел в лицо и стало ещё хуже. Нацепил обратно. Постепенно накатывал ужас.
     «Один среди мёртвой пустыни, зимой, в мороз, чёрт знает где! Быстрее назад! Будут искать на трассе!»
     Дёргаю шнур, но снегоход не завёлся, дёргаю ещё, ещё … ноль результата, только сил стало ещё меньше.
     В полной прострации плюхаюсь на седенье уставившись в никуда.
     «Идти пешком? Звать на помошь? Ждать? Ремонтировать?» - зароились мысли в мозгу.
     Открываю капот, дёргаю провода, какие-то тяги – вроде всё на месте. Движок заметает снегом. Закрываю капот и опять откидываюсь на сиденье. И в десяти метрах от себя вижу двигающуюся размазанную тень – «Ищут!»
     -Я здесь! - кричу.
     Тень резко остановилась. «Ага, услышал!». И только я захотел заорать ещё, как тень начала увеличиваться в высоту, как будто кто-то разогнулся. Сквозь метель я понял что ко мне на задних лапах подходит огромный медведь! От всего произошедшего я оцепенел настолько, что не мог двинуться с места.
     «Может не заметит? Убежать? Как? Снега по пояс! Может бензином пахнет – испугается? Зажигалку зажечь?» - опять зароились суетливые мысли в поисках спасения. Зверь между тем шёл на задних лапах как-то не по медвежьи, как-то по другому … Уже было близко и я смог различить сероватую шесть зверя.
     «Белый медведь? Здесь?».
     Зверь сделал ещё несколько шагов и остановился в двух метрах. Теперь я видел что это не медведь и, вообще, не зверь. Это был человек! Четыре метра ростом! И в плечах не меньше метра!
     Он нагнулся ко мне и я увидел лицо. Это не было лицо обезьяны, но и не было лицо человека. Он внимательно посмотрел на меня сквозь стекло моей каски. Я не шевелился, даже моргнуть боялся. Потом он обвёл взглядом занесённый снегом снегоход, посмотрел в сторону саней, сделал к ним шаг и стал как будто принюхиваться.
     «Может сожрёт припасы, а меня не тронет?» - промчалась одна мысль.
     Он стал обходить сани кругом, иногда дотрагиваясь до ящиков и крепёжных верёвок. Вдруг как сквозь сон до меня донёсся жужжащий звук мотора и из за скалы взметнулся луч света. Существо резко отпрыгнуло метров на шесть и скрылось в пурге. Подъехавший гид заглушил мотор, крикнул сквозь ветер:
     -Живой? Всё нормально? Зачем со следа свернул?
     Я вдруг ожил и заторопился:
     -Видел? Давай догоним? На видео снимем!
     -Кого? - отмахнулся проводник.
     -Я тебя еле нашёл, след почти замело! – сквозь ветер добавил он, перекрикивая ветер.
     -Но он наверное недалеко! - сопротивлялся я.
     -Нашёл погоду за зверьём гонятся! Снегоход на камнях угробишь! Что с машиной?
     -…Не заводится … - сдался я.
     Он неторопливо подошёл к снегоходу проверил ключ зажигания, дёрнул шнур, потом выщелкнул кнопку аварийного останова и дёрнул ещё. Движок завёлся.
     Потом мы отцепили сани, в ручную развернули всю технику, второй снегоход был без саней. Оказывается, здесь уже недалеко кувакса стоит и ребята остались огонь разводить и еду готовить.
     Кувакса - это чум такой местный.
     -Нашёлся?! - приветствовали меня друзья.
     -Я Снежного Человека видел! - выпалил я.
     -В такую метель и чёрта лысого увидеть можно – усмехнулся кто-то.
     -Он ко мне близко подходил!
     -Да сказки это, саамские - завершил наш спор угрюмый гид.
     Я взял протянутую кружку горячего чая и уселся на шкуру у брезентовой стены. Стекло на каске запотело. Я ещё какое-то время посидел закрытый своеобразной занавеской от окружающих, согревая руки об кружку. И понял, что мне никто не поверит. В лучшем случае скажут, что я медведя видел, или мне показалось…
    
     Утром установилась ясная безветренная солнечная погода. Мы расчистили вход, раскопали снегоходы, дозаправились. И налегке - без саней отправились к Сейду. Ехали всего минут двадцать. Кругом искрились барханы свеженаметённого снега. Вспугнули несколько куропачьих стай. По ровной глади снега уже были видны следы каких-то мелких животных, заячьи отпечатки, лисьи дорожки, след росомахи. Но я непрестанно высматривал более крупные следы.
     В какой-то момент из-за очередной сопки проклюнулся и начал вырастать огромный камень. Мы подъехали к самому основанию. Камень был действительно огромным. Метров пятнадцать наверно в ширину и двадцать в высоту. Формой он напоминал почти правильный цилиндр. Можно было-бы подумать что это скала, но стоит он не на земле, а на своеобразной подставке из камней диаметром по два – три метра. Бока Сейда были ровными, без трещин и зацепок. Наверху виднелось несколько кустиков и небольшие деревца.
     Наш проводник сказал что это ледником его так вылизало. Но у меня закралась другая мысль, и я спросил – «А кто нибудь лазил на верх? Что там?».
     «Да как туда залезешь? Здесь альпинистское снаряжение надо, или вертолёт. А кто сюда полетит только из интереса?» - подытожил гид.
     Всю обратную дорогу у меня буянило воображение. Додумался до того, что этот Сейд космический корабль, обустроенный астероид. Ведь лопари в своих легендах называют их «Летучими камнями». Может в нём они и прячутся, выходя наружу только в плохую погоду? Наверно, на их планете это идеальные условия жизни...


     Н.Ирбис 2008 г.
     Текст допускается копировать и публиковать только со всеми ссылками этой страницы!
     Ссылка на www.Team51.ru как на первоисточник обязательна!

     Ещё рассказ о путешествии по Кольскому: Происшествие в Хибинах

* Хибины * Города ... * Это интересно! * Природа, Климат * Фотоальбом * Советы туристу * Путешествия * Форумы * Минералогия * Снаряга * ТУРы, заброски * Мультиспорт *



Пишите письма команде 51   *   Поставить закладку на TEAM51
ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
Projekt: www.TEAM51.ru
Рейтинг@Mail.ru на Портале Кольского Экстремальный портал VVV.RU
Rambler's Top100

Путешествия по Кольскому полуострову, Новый Год на Кольском полуострове, Хибинские Новогодние приключения, Новый год на снегоходе, активная встреча Нового Года, НГ на Кольском полуострове - настоящей родине Деда Мороза, корпоративный Новый Год, Новый год в активном стиле, снегоходные заброски на Новый Год, Новогодние заброски, катания на снегоходе, заброска на КСС 30 и 31 декабря, тур на Новый Год, Новый Год в заполярье, Новый Год в лапландии, Новый Год в Финляндии, Н.Г., Лапландский Новый Год, Финский Новый Год, Национальная лопарская Новогодняя еда, Новогодняя кухня, повар на новый год, организация новогодних торжеств, Новый год за полярным кругом, Новый год в заполярье, катания на снегоходах, мотонарты, Рождество на Кольском полуострове.